Федеральный государственный стандарт дошкольного образования разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации».
ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования) утверждён 17 октября 2013 года Приказом №1155 Министерства образования и науки РФ. ФГОС дошкольного образования призван нормативно обеспечить государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования. В центре проекта стандарта находятся требования к условиям, в том числе психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым.
В отличие от других образовательных стандартов, стандарт дошкольного образования не предусматривает проведение аттестации детей при освоении ими образовательных программ, а требования к результатам представлены в виде целевых ориентиров: инициативность и самостоятельность ребенка, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, способность ребенка к фантазии, воображению, творчеству, любознательность, способность к волевым усилиям и принятию самостоятельных решений и др.
Дополнительные ссылки на образовательные стандарты
- А.Г. Асмолов о ФГОС дошкольного образования (перейти)
- Приказ Министерства просвещения РФ от 21 января 2019 г N 31 О внесении изменения (скачать) (посмотреть)
Федеральная образовательная программа дошкольного образования
Утверждена Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования" (Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847)
В Приказе отмечено, что принятая программа позволит создать единое образовательное пространство для всей страны. Также определяются стандартизированные объем и содержание дошкольного образования. Детский сад может использовать федеральный документ, чтобы не разрабатывать и не утверждать собственную ООП.
Что такое ФОП ДО – федеральная программа дошкольного образования, зачем она нужна и почему с ней важно разобраться?
ФОП ДО включает в себя ФГОС, два СанПина в полном неизменном виде (СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания + санитарные правила СанПин 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", а также в некотором измененном варианте примерную рабочую программу воспитания, которую переименовали в федеральную рабочую программу воспитания.
Объем ФОП –236 страниц. К ней должна быть добавлена Ваша вариативная часть – еще 40 страниц текста. Для того, чтобы Ваша программа в Вашем учреждении не была похожа на произведение «Война и Мир», законодатель разрешает использовать ссылки на ФОП ДО, а не целые страницы текста. ФГОС И ФОП прямо указывают на обязательное использование ссылок, а не целого документа.
Почему введен ФОП ДО?
- В стране взят курс на стремление к объединению образовательного пространства. Сейчас создается единое пространство за счет программ.
- Так как Детский сад – это самый начальный уровень общего образования, следовательно, пространство должно быть таким же единым, как в школе.
ФОП ДО важен тем, что впервые определяет функции дошкольного образования:
- Обучение и воспитание на основе российских ценностей.
- Создание единого ядра дошкольного образования на базе духовных ценностей российского народа.
- Единое федеральное образовательное пространство от рождения до школы.
Почему такая концентрация построена на ценностях российского народа? Потому что 9 ноября 2022 года принят указ Президента №809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей". Указ защищает детей от влияния деструктивной идеологии. Введен термин – суверенное образование.
Итого преследуются 2 цели:
- Единство народа.
- Единство пространства.
Официальная ФОПДО - разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Если раньше у дошкольных работников был единственный базовый документ – ФГОС – федеральный государственный стандарт, то сейчас воспитатели не могут игнорировать ФОП ДО – федеральную программу. Оба документа приведены в идеальное между собой равновесие.
Что появилось нового в ФОП ДО:
- Появились новые виды деятельности, особенно, для младенческого возраста, который раньше не выделяли.
- Внесены корректировки в содержание пяти образовательных областей по ФГОС в силу того, чтобы они не противоречили ФОП.
- Откорректированы ценности воспитания – добавлена ценность жизни, милосердия и добра, а также поменялись названия некоторых других ценностей. Например, ценность Знания трансформировалась в ценность Познания.
- Введена новая аббревиатура для обозначения образовательной программы. Раньше мы употребляли ООП – основная образовательная программа. Слово «основная» ушло. Теперь мы говорим ОП. Но, опасность в том, что аббревиатура ООП теперь – это «Основные образовательные потребности». И эта аббревиатура тоже есть в ФОП ДО. Важно не путать!
- Введены строгие требования к содержанию и планируемым результатам. До этого все результаты носили рекомендательный характер. Теперь появились практически полушкольные требования к результатам.
- Целевые ориентиры ФГОС ДО «растворились» в планируемых результатах ФОП ДО.
- Планируемые результаты теперь строго конкретизированы по годам, а это значит, что УМК мы выбираем, исходя из конкретных планируемых результатов.
- Патриотические программы стали инструментами реализации базовой части ОП.